Севда алекперзаде: "это была реакция человека, всю свою жизнь подчинившего классике" - интервью - фото - видео


Гостья Lady.Day.Az - заслуженная артистка Азербайджана Севда Алекперзаде.

Новый альбом певицы INTRO наделал много шума в профессиональной музыкальной среде. В своей сценической деятельности Севда остается верной традициям только в том, что никогда не следует устоявшимся правилам. Она рушит стереотипы. Что представляется болезненным тем, кто предпочитает шагать на месте и выбирает условности там, где следовало бы дать простор фантазии и воображению. И вот, я держу в руках этот альбом - результат трехлетней работы с командой в более сто человек.



- Красивый дизайн. Без претензий, но довольно амбициозный.

- Вы о дизайне?

- В том числе.

- По дизайну и контенту такого у нас никто не делал. Или делал? Если что, скажите.

- Мне кажется, я такого не видела. Но в любом случае, вы всегда заявляли о себе содержанием. И анонсировали этот альбом, как некое откровение, которого никогда не делали. Вы уже сорвали свои аплодисменты в честь своего музыкального эксперимента. Но хотелось бы узнать, какие мысли, какие цели одолевали вас, когда запустили этот проект? Что в итоге получилось? И чем сердце успокоилось?

- Это мой первый диск, в котором нет этно-джаза. Здесь совершенно другой микс. Здесь есть композиции, прозвучавшие настолько неожиданно, что слушатели даже не узнавали их с первых аккордов. Это я могу сказать об арии Нигяр, например. Кстати, это моя любимая ария.



- Да, ваша сестра (певица Эльмира Алекперзаде - от ред.) рассказывала о том, как вы донимали домочадцев в свои три года, напевая ее...

- Да-да. Точно. (Напевает) Вообще, удивительно то, что все, что я полюбила с самого раннего детства, практически все исполнила уже в сознательном возрасте на большой сцене.

Каждый раз, когда я слышала эту арию Нигяр, я представляла себе ее совсем по-другому. Я слышала ее совсем иначе, не так, как мы привыкли исполнять, в другой аранжировке даже.


Вообще, исполнять классические произведения очень сложно. Я уже не говорю о том, чтобы менять их. Я пела поп-музыку, джаз, народные песни, но никогда не исполняла классические произведения. А балет "Тропою грома" Гара Гараева - это инструментальное произведение и никогда не исполнялось вокально. А я сделала вокализ! И, кстати, в альбом мы включили это произведение с другой оркестровкой, отличной от ого, что исполнялось на презентации в Филармонии. А ария Гюльчохры! Ею тоже я бредила с детства. И мне нравится подавать все это в миксе с современной музыкой.

Все эти жемчужины азербайджанской музыкальной сокровищницы я спела, абсолютно не думая ни о каких рамках. Меня не волновал ни радиоформат, ни телевидение. Я сделала проект, о котором мечтала! Его было очень сложно записывать. Это затратно не только финансово, но и эмоционально, морально. Все инструменты звучали живьем.

К примеру, у Стинга есть проект с симфоническим оркестром. Но он исполнял свои песни. А оркестр играет так, как он прописал. А я имела дело с произведениями, к которым относятся, как к Мекке азербайджанской музыке. И менять их на свой лад было очень ответственно.

Но я решила, что повторяться даже в их исполнении не имеет смысла. Я должна ставить планку выше той, которую я себе ставила в предыдущем проекте. А это очень сложно делать. Так как цели я себе всегда задаю очень серьезные, большие.



- А как отнеслись музыканты, критики к вашему эксперименту?

- Мой педагог по вокалу, готовящая классических певцов, когда услышала мою интерпретацию арии Нигяр, расплакалась! Это была реакция человека, которая всю свою жизнь подчинила классике.

- Скажите, а кто вообще устанавливает правила относительно того, как можно петь, а как нельзя петь те или иные произведения? Я имею в виду, почему у нас считают, что нужно чуть ли не разрешение брать, когда желаешь по своему исполнить привычные уху композиции?

- Понимаете, о правилах могут говорить профессиональные музыканты. От них я никогда не слышала нареканий в свой адрес за мои изменения привычных произведений. Кто устанавливает правила? Все, что поешь, должно быть профессионально. Каждый мелизм должен соответствовать, гармонически все должно быть выверено. Это однозначно. И я знаю эти правила.

- Я немножечко о другом. Кто устанавливает правила, согласно которым одну композицию в исполнении можно "уводить" в другой жанр, а какую-то нельзя?

- Нет таких правил! У нас кто-то пытается их устанавливать, потому что все еще живет старыми категориями. Весь мир движется вперед. В инструментальной музыке после Вагифа Мустафазаде уже все привыкли к мысли о том, что можно синтезировать джаз и мугам в инструментальном звучании. Но почему нельзя делать такие эксперименты в вокале?!

Когда я то же самое начала делать в вокале, кто-то стал кричать о том, что так делать нельзя. Где логика?! Это пагубная привычка - жить стереотипами. В творчестве не может быть стереотипов. Как можно художнику запретить видеть дерево так или иначе?! Он как видит, так и рисует. То же самое и со мной - никто не может запретить петь так, как я это слышу. Опять же, с условием, что профессиональные критерии соблюдаются. Только Бог может мне это запретить, отняв у меня голос!



- А что для вас самой критерии "хорошо или плохо"?

- Это сложно объяснить. Опыт прибавляется с годами. Я сама сейчас уже могу судить, что - плохо, а что - хорошо. Но не делаю этого, потому что считаю, что это неэтично.

- Намерены ли вы представить свой новый альбом за границей?

- Мне поступило несколько предложений, но я решила сотрудничать с компанией из Голландии, где так же был презентован этот альбом. И, кстати, на сегодняшний день мой новый альбом попал в топ-десятку европейских чартов.

- Какое определение вы бы дали этому своего альбому?

- Может быть, это новая классика... Моя самая любимая композиция в этом альбоме - это ария Нигяр. Потом больше всего все обсуждают произведение "Салам, Аллахым". Я сама написала в ней музыку к словам отца, писателя и журналиста Чингиза Алекперзаде. Музыка написана на ладе мугама "Хумаюн". А музыканты сказали, что очень давно на этом ладу музыка не писалась. Также мне нравится моя интерпретация "Тропою грома" Гара Гараева. Хочу поблагодарить за все Гиви Усенашвили, потому что фактически все композиции записаны на его оркестровки. Я перепела для этого альбома песни "Getm , g l", "Alman atd m xarala", " limi b caq k sibdir" и "Arazbar " с грузинским хором.

Нажмите на видео для просмотра:

- Как вы относитесь к славе?

- Если бы это было для меня важно, то я бы выбрала себе совсем другой путь. После этого альбома я буду петь только такие произведения. Не знаю, буду ли в будущем еще делать такие серьезные проекты, потому что на сегодняшний день я просто "опустошена".

- Нет желания сделать композиции в более облегченном варианте, чтобы это пошло в массы?

- Я не работаю на массу, для этого есть миллионы других исполнителей, которые это делают. И я с уважением к ним отношусь.

Мое дело - сделать качественную работу. А уже раскрутить ее должны радио и телевидение. Я горда тем, что на сегодняшний день я одна из немногих, которая, начиная с 2004 года, представляет на суд публики новые проекты. Я бы могла за это время на те деньги и силы, которые на них потратила, выпустить десять альбомов для массового слушателя и шикарно зарабатывать. Но я выбрала для себя более сложный путь. И благодарна Богу и меценату Назиму Абдуллаеву, который уже на протяжении десяти лет меня поддерживает. Без божьей помощи и поддержки Назима Абдуллаева эти проекты я не смогла бы реализовать, потому что они очень дорогие. И я рада, что в свое время пошла своей дорогой... Сейчас уже рада. Вначале мне было трудно, так как привыкла к коллективной работе, но потом постепенно все стало на свои места.

Айнур Гаджиева


Яндекс.Метрика