Интервью с Эдмундом Уайтом
В своей колонке для Another Magazine Донатье Грау общается с передовыми мыслителями и творцами о моде и ее связи с современным искусством.
Уважаемый писатель и профессиональный стилист Эдмунд Уайт обсуждает концепцию, интеллектуальность и язык моды.
Профессор креативного письма в Принстонском университете, Эдмунд Уайт является одним из признанных писателей современной американской литературы. Он зарекомендовал себя как выдающийся автор мемуаров (его недавно вышедшая книга "Внутри жемчуга" отражает время пребывания в Париже)- критик ( наиболее известен благодаря изданию New York Review в разделе Книг)- новелист (дебютная новелла "Забывая Елену") и биограф (Жан Жене, Артюр Рембо, Марсель Пруст). Будучи не менее талантливым и в роли стилиста, Уайт также был приглашен в качестве ответственного редактора для американского Vogue.
- Как пересекаются мода и элегантность?
- Элегантный человек не обязательно должен быть модным. Например, Иван Набоков считался самым элегантным мужчиной Парижа, несмотря на то, что большинство его гардероба - вещи, хранимые годами. Это вопрос деталей - что хорошо смотрится, что не привлекает внимания к себе, идеальной посадке или крою.
- Какова роль истории и истории искусств в вашем видении моды?
- Думаю, слишком много кутюрье нынче черпают вдохновение из эпохи Царизма, Ренессанса, времен "Великого Гетсби". Я же предпочитаю дизайнеров сроду Аззедиy Алайя, которые изобретают новое и вечное. Ностальгия - враг искусства.
- Каким термином вы бы охарактеризовали моду? Возможно, язык и дискурс, как философ Ролан Барт?
- Естественно, так как мода является взаимодействием класса, эры, даже национальности. Но вариации в таких деталях, как длина подола, размер бюста или степень орнаментации не так выражают индивидуальные или социологический посыл, как, к примеру, разные виды униформы.
- Слово "интеллектуальный" было изобретено во времена политической разрухи. Является ли мода политически направленной и в какой мере?
- Левые или прогрессивные, или радикально мыслящие студенты берут за основу определенные стиль, дабы выразить солидарность во взглядах, но влияние таких действий на моду не велико. Левые, к примеру, могут надеть брезентовые плащи или черные гольфы, или выйти на люди без макияжа, но эти поползновения не выражают ничего более, чем принадлежность к определенной группе.
- Как бы вы связали концепции "моды" и "стиля"? Как они пересекаются и где?
- Стиль - это более широкая категория, которая может определять буквально все, что кто-то выбирает - посуду, машины, домашнюю утварь - и обычно не меняется так часто, как мода.
- Каким образом мода относится к интеллектуальности?
- Поскольку мода - это искусство, мастерство, бизнес, язык, оно может быть предметом анализа интеллектуалов.
- Когда вы писали о таких дизайнерах, как Ив Сен Лоран и Аззедин Алайя, вы обсуждали их личную жизнь не меньше, чем творчество. Какова взаимосвязь между этими двумя элементами? Разнится ли она у людей других профессий?
- Нет, дизайнеры - это такие же публичные люди, как актеры, художники и представители разного рода творческих профессий. По умолчанию они будут подвергаться тщательному рассмотрению и изучению прессой - возможно, даже в более интенсивной манере, ведь они задают новые тенденции("тренды"), которые имеют широчайшее экономическое влияние, их продукция влияет на всех.
- Вы являетесь признанным специалистом в области творчества Марселя Пруста, а он был так же заинтересован в моде, как и в философии, науке, как и Малларме, например. Вы полагаете, есть определенная связь между интересом к моде - которое может быть вполне поверхностным - и когда вышеуказанный является серьезной, даже сухой формой знания?
- Малларме писал о моде для заработка. Пруст был заинтересован в моде - особенно в период La Belle poque - потому что женщины, которых он изучал и местами идеализировал, были иконами в модном мире, а их внешний вид был такой же частью их индивидуальности, как и их социальный статус.
medny.ru